c045843e     

Андреев Леонид - В Защиту Критики



Андреев Леонид
В ЗАЩИТУ КРИТИКИ
...Так тяжкий млат,
дробя стекло, кует булат.
Пушкин
Ежели, дескать, каждый-то день пса кормить,
так он, чего доброго, в одну неделю разопсеет.
Щедрин
Надо с нами, со псами, серьезно поступать:
и за дело бей, и без дела бей - вперед наука!
Тогда только мы, псы, настоящими псами будем!
Щедрин
Как всем известно, жизнеспособность организма познается по той степени
сопротивления, какое приходится ему преодолевать в борьбе за существование;
тем же признаком определяется и всякая сила, будет ли это - сила живая или
механическая. Так в оранжерее, при ее исключительном тепле, добываемом
огромной затратой дров на отопление, самое дрянное и квёленькое растение может
возомнить себя деревом и полезть к потолку; выставленное даже на средний
мороз, оно немедленно гибнет, тем самым явно свидетельствуя о своем истинном
бессилии.
То же самое и с талантом. Возьмите самый маленький талант, согрейте его,
поливайте ежедневно слезами восхищения, подпирайте колышками его слабую
древесину, лелейте и хольте - и вот у вас получится пышный куст, изобилующий
цветами. Но хорошо ли это будет? Не нарушится ли правда биологическая, по
которой все в этой жизни добывается с бою? Не будет ли таким поступком
оскорблена сама народная мудрость, извлекшая из опыта суровое, но справедливое
правило: "Кабы на горох да не мороз, он бы и через тын перерос"?! И не
нарушится ли, наконец, сама мировая гармония, если всякий горошишко будет
перерастать через тын?
Но эти вопросы напрасно тревожат ум. Мудрая и предусмотрительная природа,
создавая в море щуку с единственной целью не дать задремывать карасю, для
растений сотворила мороз, ограничивающий их произвольный и даже наглый рост,
для пса Трезора выдумала купца Воротилова, который своевременным пинком, цепью
и голодными помоями вводит размечтавшегося пса в круг прямых его обязанностей,
- и, наконец, для таланта нарочито сочинила так называемую критику.
К сожалению, не все критики понимают ту высокую цель, ради которой
появились они на земле; и даже у нас, в России, где зоологические основания
наиболее прочны, всегда можно было найти трех-четырех критиков, которые
покровительствовали талантам, вместо того чтобы их преследовать, морозить,
корнать, душить и тем выявлять их истинную силу. Вместо того чтобы ненавидеть
искусство, они его любят; вместо того чтобы, подобно суровому морозу, с
высоким безразличием одинаково прихлопывать и горох, и розу, и лопух, и
виноград, - они пытаются что-то рассмотреть, внести какие-то вредные
разделения, часто обнаруживают даже пристрастие! Само собою понятен вред,
отсюда вытекающий.
Но эти исключения редки и едва ли могут приниматься в расчет при
рассмотрении вопроса о великой роли и полезности критики. Ибо большинство
критиков, совершенно правильно поняв свою жизненную задачу, все недюжинные
силы свои охотно посвящают на постоянную кровавую борьбу с талантом. Следуя
биологическому принципу: "Я тебя буду душить, а ты все-таки расти, если
можешь", - они тщательно душат всякого писателя и художника, сажают его на
кол, пытаются выковырять ему глаза, режут поджилки. Способ придушения,
наиболее распространенный ввиду своей доступности, - он требует только двух
здоровых рук, - удобен еще в том смысле, что дает возможность критику
рассмотреть "язык" у придушенного и таким образом определить и стиль; но и
другие способы не лишены своих выгод: так, сажание на кол дает возможность
определить удельный вес писателя, а подрезан



Содержание раздела